Минтруд запланировал оценить дифференциацию оплаты труда бюджетников и провести «сквозной» мониторинг выплат сотрудникам науки, узнал РБК. Для этого ведомству нужно получить доступ к сведениям, содержащим персональные данные
Минтруд поставил задачу узнать больше о зарплатах в бюджетной сфере и влияющих на них показателях. Ведомство разработало законопроект «О внесении изменений в статью 16 федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования». Документ, подписанный замминистра труда и социальной защиты Еленой Мухтияровой, есть у РБК, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием.
Законопроектом предлагается дать право «заинтересованным федеральным органам исполнительной власти» получать доступ к первичным сведениям персонифицированного учета работников бюджетной сферы, которые в том числе содержат персональные данные (при условии их обезличивания перед передачей). Это позволит властям мониторить информацию о реальном уровне зарплат бюджетников, а также оценивать различие доходов сотрудников на одинаковых должностях, следует из материалов к законопроекту.
Проект закона носит технический характер и разработан для упрощения системы межведомственного взаимодействия, заявили РБК в Минтруде.
rbc.group
Что предлагает Минтруд
rbc.group
В настоящее время государственные и муниципальные учреждения ежемесячно предоставляют в Социальный и пенсионный фонд России (СФР) так называемые первичные сведения персонифицированного учета о размере выплат, которые формируют зарплаты сотрудников, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Указанные сведения включают в себя информацию о величине тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного/cтимулирующего характера, премий и других выплат по каждому работнику.
Данные передаются в СФР только по работникам из определенных приказом Минтруда сфер, а именно: образования (от дошкольного до высшего), спорта, науки, медицины (как по персоналу больниц, так и медиков, осуществляющих уход на дому), социальных услуг, культуры, искусства, телевещания, кино.
На основе этих сведений СФР формирует агрегированные статистические показатели и передает их заинтересованным федеральным органам власти. Доступ к первоначальному массиву индивидуальных данных остается закрытым для всех ведомств, кроме СФР, в связи с законодательными ограничениями, указывает Минтруд в пояснительной записке.
Новости компаний РБК Компании VIPFLAT. Элитные квартиры 14 сентября прошла презентация проекта апартаментов Новость
Законопроект направлен на снятие этого запрета. Предполагается, что его принятие даст возможность передавать федеральным органам власти сведения персонифицированного учета бюджетников, в том числе содержащие персональные данные физических лиц — при условии их «обязательного обезличивания» в соответствии с законом «О персональных данных» и приказом Роскомнадзора «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных». Обезличивание может проводиться различными методами (замена персональных данных идентификаторами, перемешивание записей и т.д.).
Власти назвали 8 регионов с наибольшим ростом зарплат в ближайшие годы Экономика
Для чего нужно больше данных
Необходимость предоставления федеральным органам власти обезличенных персональных данных о зарплатах бюджетников обусловлена тем, что они позволят установить «количественную и качественную характеристику заработной платы, а также их получателей», аргументирует Минтруд. Это, в свою очередь, поможет решить ряд задач, говорится в материалах к законопроекту. А именно:
- проведение более полного анализа и оценки структуры зарплаты бюджетников и влияющих на нее показателей;
- получение сведений о реальном уровне зарплаты каждого работника;
- анализ структуры зарплаты и оценка дифференциации в оплате труда работников одной организации и сотрудников, занимающих одинаковые должности в различных организациях на территории одного региона;
- «сквозной» мониторинг выплат сотрудникам вузов и научных организаций, что должно повысить эффективность управленческих решений в этой сфере.
Минтруд не в первый раз предпринимает шаги по усилению контроля за ситуацией с зарплатами в бюджетной сфере. Как сообщал министр труда и социальной защиты Антон Котяков, с 1 января 2023 года госучреждения обязали ежемесячно предоставлять в СФР детализированную информацию о зарплатах работников образования, культуры, здравоохранения, социальной сферы «для оперативного мониторинга исполнения майских указов президента». Однако критерием выполнения майских указов 2012 года является соотношение средних зарплат целых категорий работников и средней зарплаты в регионе. «Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами для соответствующей категории работников», — указывает Минтруд. По итогам 2022 года достигнуть заданного указами соотношения средних зарплат удалось только 12 регионам, сообщали «Ведомости».
Какие в России есть проблемы с зарплатами бюджетников
По оценке ученых Финансового университета при правительстве Александра Сафонова и Юлии Долженковой, работники бюджетной сферы составляют около 20% занятого населения России. При этом структура их заработка асимметрична: до 60% дохода приходится на стимулирующие выплаты различного характера, «распределяемые зачастую по формальному принципу и не связанные с конкретными результатами». Это делает оплату труда в бюджетной сфере «непрозрачной, зависящей от воли руководства организаций», считают они.
По состоянию на середину 2023 года в России, по данным Росстата, насчитывалось около 47 тыс. государственных учреждений, в том числе 11,8 тыс. федеральных. Только в федеральных госучреждениях работает более 3,8 млн человек.
Оплата труда бюджетников непрозрачна и часто даже дискриминационна, согласна профессор департамента публичного права НИУ ВШЭ Марина Буянова. Она приводит в пример сферу высшего образования, где существует множество различных доплат — в частности, за публикации или звание лучшего преподавателя, и они отличаются не только от вуза к вузу, но и от сотрудника к сотруднику. «В результате может быть такое, что в одной организации работают два профессора, при этом у одного зарплата 80 тыс. руб., а у другого, условно, 800 тыс. руб. в месяц», — отмечает эксперт.
Кроме того, несправедливым является тот факт, что у руководящих должностей в сфере науки нет «потолка» по оплате труда, полагает Буянова. «Когда вуз отчитывается о зарплатах, зарплаты всех сотрудников суммируются и делятся на количество людей. В результате получается уровень, который предписан [майскими указами]. Однако в действительности руководители получают запредельно — например, миллион рублей в месяц, а рядовой сотрудник в десятки раз меньше», — описывает ситуацию эксперт.
В июле 2022 года Минобрнауки выступило с инициативой ограничить соотношение зарплат руководителей подведомственных правительству вузов и их сотрудников пропорцией 12 к 1. Однако крупнейшие университеты выступили против этой нормы, писал РБК, и она не была введена.
Крупнейшие вузы выступили против потолка зарплат ректоров Общество
Инициатива Минтруда вполне оправданна, считает Буянова. По ее мнению, в перспективе такой мониторинг может сделать систему оплаты труда в бюджетной сфере более прозрачной. «Минтруд хочет получать отчет по зарплатам каждого отдельного работника, но без идентификации личности — Иванова, Петрова или Сидорова. Это позволит лучше понимать реальные размеры зарплат и может дать импульс для корректировки общей ситуации», — оптимистична Буянова.
Сама по себе дифференциация оплаты труда бюджетников — явление скорее позитивное, считает директор ИНП РАН Александр Широв. «Люди работают по-разному. Есть гарантированный уровень зарплат, а есть переменный, зависящий от интенсивности труда и достижений», — говорит он. Однако то, как реализовывалось повышение зарплат в бюджетном секторе в последние годы, привело к серьезным региональным диспропорциям на рынке труда. В частности, в областях здравоохранения и образования был мощный импульс к стягиванию качественной рабочей силы из регионов с менее высоким средним уровнем зарплаты в регионы с более высоким. Такая диспропорция является крайне негативным явлением, считает Широв.
По данным Росстата за январь—июнь 2023 года, в России сохраняется высокий уровень дифференциации зарплат бюджетников в зависимости от региона. Так, например, в Москве зарплата преподавателей вузов в этот период составляла в среднем 213 тыс. руб., а в Карачаево-Черкессии — только 66 тыс. руб. (в три раза ниже). В среднем по России показатель равняется 130 тыс. руб. (в 1,6 раза ниже, чем в столице).
Авторы Теги
Ваш комментарий будет первым