Segezha Group продала семь заводов в Европе по производству бумажной упаковки из-за западных санкций, запрещающих импорт российской лесопромышленной продукции. Но на эти предприятия приходилось около 1% показателя OIBDA группы Купить
Фото: Oliver Berg / DPA / ТАСС
Холдинг Segezha Group, подконтрольный АФК «Система», продал европейскую «дочку» Segezha Packaging, которая объединяет семь заводов по производству бумажной упаковки. Об этом президент Segezha Group Михаил Шамолин рассказал на брифинге, отвечая на вопрос РБК. Сумму сделки и другие детали он не раскрыл, отметив лишь, что она была «рыночной».
Заводы Segezha Packaging, которые вошли в состав группы в 2014 году, находятся в Германии, Дании, Нидерландах, Италии, Чехии, Турции и Румынии, их общая мощность составляет около 700 млн бумажных мешков в год. Мощность всех таких предприятий Segezha Group была около 1,6 млрд мешков в год, уточнил Шамолин. В прошлом году было произведено 1,4 млрд мешков, то есть по итогам сделки с европейскими заводами производство компании может сократиться почти в два раза.
В отчете компании уточняется, что соглашение о продаже 100% Arka Merchants Limited и ее дочерних обществ (через эту компанию группа владела семью заводами Segezha Packaging) было заключено 22 февраля текущего года: «Руководство группы не ожидает существенного влияния данной сделки на финансовый результат группы. Выручка и чистая прибыль Arka Merchants Limited и ее дочерних предприятий за год, закончившийся 31 декабря 2022 года, составили 13 млрд 747 млн руб. и 384 млн руб. соответственно». Таким образом, на эти заводы приходилось около 13% выручки компании и 6,3% прибыли. По словам Шамолина, вклад Segezha Packaging в показатель OIBDA (доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) всей группы — всего €5–7 млн (419–586 млн руб. по текущему курсу) в год, или около 1%. При этом расходы на поддержание операционной деятельности этих предприятий составляют около 2 млрд руб. в год, добавил топ-менеджер на конференц-звонке с аналитиками.
Производство мешочной бумаги и бумажной упаковки формировало около 45% всех продаж и 30% OIBDA компании, поэтому является ключевым сегментом ее деятельности, отмечали аналитики Газпромбанка в отчете, выпущенном в апреле 2022 года. Бумага и упаковка применяются для тарированного цемента, сухих строительных смесей, продуктов химической промышленности, а также в пищевой индустрии, производстве бумажных сумок и пакетов для предприятий розничной торговли. Продукция расположенных в Европе и Турции фабрик реализовывалась на европейском, ближневосточном и африканском рынках, а потребности рынка России и стран ближнего зарубежья обеспечивают российские предприятия в Карелии и Ростовской области.
Segezha Group поставляла на европейские заводы бумагу, из которой они производили мешки и другую упаковку. Но с июля 2022 года Евросоюз запретил импорт российской лесопромышленной продукции в рамках пятого санкционного пакета. «Физически поддерживать их деятельность было невозможно. Мы не могли их снабжать бумагой из-за санкционных ограничений, с другой стороны, эти предприятия не могли покупать бумагу на европейской рынке, потому что производители отказывались им ее поставлять и клиенты отказывались покупать готовую продукцию (бумажные мешки), потому что владелец европейских активов — российская компания», — объяснил глава Segezha Group. В этой ситуации компании было невыгодно поддерживать деятельность европейских заводов. При этом в декабре прошлого года он говорил, что эти предприятия продолжают работать, несмотря на проблемы как с получением сырья, так и со сбытом продукции.
Pro
Компания рассматривала эти заводы в первую очередь как канал продаж своей бумаги на европейском рынке, а не источник прибыли. Теперь всю бумагу, которая поставлялась туда, как и остальную лесопромышленную продукцию (пиломатериалы, клееные балки, CLT-панели и др.), компания перенаправила в другие страны. «В 2022 году мы проделали огромную работу по перенаправлению продукции с наших традиционных рынков, потому что весь западный контур Segezha Group строился и создавался в расчете на европейский рынок прежде всего, — сказал он. — Всю эту продукцию мы переориентировали на рынки Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, частично Латинской Америки, Малайзии, Южной Кореи, Израиля и стран СНГ». При этом логистические расходы компании в 2022 году выросли почти вдвое, до 16 млрд руб., добавил топ-менеджер. Это послужило одной из причин снижения OIBDA группы на 16%, до 24,7 млрд руб.
Читайте на РБК Pro Как россиянам получить юридическую помощь в ЕС в условиях санкций Вклады в юанях: почему ставки по ним растут и что будет дальше Почему экспорт российских нефтепродуктов растет несмотря на эмбарго ЕС Отношения с FATF на паузе, но смягчения «антиотмывочных» правил не будет
Выручка Segezha Group в прошлом году выросла на 15%, до 106,8 млрд руб., преимущественно за счет эффекта от консолидации активов Новоенисейского лесохимического комплекса и «Интер Форест Рус», вошедших в состав группы во втором полугодии 2021 года. Рентабельность по OIBDA снизилась с 32 до 23%, соотношение чистый долг / скорректированная OIBDA выросло с 2,22 до 4,92. Чистая прибыль снизилась на 60%, до 6,1 млрд руб. вслед за снижением операционной прибыли и ростом процентных расходов.
Авторы Теги
Ваш комментарий будет первым