Из-за западных санкций примерно тысяча россиян в год не смогут купить катер или яхту, заявил владелец яхт-клубов «Буревестник». Альтернатив европейским лодкам почти нет, но и настроение для покупок у потребителей сдержанное
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Введенные против России санкции западных стран привели к тому, что примерно тысяча россиян в год не смогут купить катер или яхту — такую оценку влияния этих мер на рынок привел в разговоре с РБК Андрей Бойко, профессиональный яхтсмен и владелец Burevestnik Group (занимается дистрибуцией судов и строительством яхтенной инфраструктуры, а также развивает сеть яхт-клубов «Буревестник»).
В сравнении с другими люксовыми товарами рынок яхт в России достаточно небольшой, говорит Бойко. В спокойный год россияне приобретали за рубежом в среднем около 1 тыс. единиц флота. Две трети из них приходилось на небольшие катера с бюджетом до $60 тыс. В дорогом сегменте так называемых суперъяхт (длиной более 30 м) совершалось лишь около пяти сделок в год.
«Введенные против России санкции привели к тому, что примерно тысяча россиян в год не смогут купить катер или яхту. Логистика достаточно тяжелая, параллельный импорт в данном случае практически не работает. Тем более что это не продукт первой необходимости», — объясняет Бойко.
Бизнес
Покупка яхт, как и других люксовых продуктов, очень зависит не только от финансового благополучия, но и просто от хорошего настроения, рассуждает владелец Burevestnik Group: «Неважно, что у вас много денег, когда у вас нет настроения, вы их не тратите». Решение о покупке катера или яхты, как правило, очень взвешенное, говорит Бойко: «Мы знаем примеры из новейшей истории, когда курс доллара подскакивал с 30 до 60 руб., и люди скупали в магазинах телевизоры, вырывая их со стенкой. Покупка яхты или катера — достаточно осознанная. Потому что это не предмет первой необходимости, а люди, которые имеют возможность приобрести судно, уже накопили достаточно жизненного опыта — они уже не бегут покупать доллары по 130 руб., чтобы потом продать обратно по 70 руб.».
В этом году настроение относительно таких покупок у россиян сдержанное, у покупателей много тревог, есть «неуверенность, непонимание того, что происходит, и перспектив», констатирует Бойко. К тому же предложение на российском рынке сильно сократилось на фоне санкций — после начала специальной военной операции на Украине поставки яхт из западных стран в Россию прекратились. «Товар полностью ограничен к поставкам. В этом смысле торговый бизнес практически равен нулю», — рассказывает Бойко.
Бизнес
Альтернатив европейским и американским яхтам на рынке не очень много, поскольку кроме Европы и США флот для развлечения «никто по большому счету не производил и не производит», признает Бойко. В странах Азии производятся «небольшие катерочки», но китайцев, например, на этом рынке, по словам собеседника РБК, нет.
Читайте на РБК Pro Инвесторы массово уходят из акций КНР. Когда ждать разворота тренда Каким будет 2024 год для экономики США — The Economist Как изменится EdTech через 20 лет. И во что инвестору вложиться сейчас В Белоруссии появились криптоброкеры: как они работают и что могут делать
Российских производителей катеров и яхт практически не существует, а те немногие, которые присутствуют на рынке, зависят от импортных комплектующих. По словам Бойко, не меньше 60% важного судового оборудования в России — импортное. Впрочем, он надеется, что в скором времени на рынке появятся по крайней мере отечественные двигатели — первые не очень большие моторы уже начали устанавливать на лодки, а производители приспосабливаются к санкциям.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Авторы Теги
Ваш комментарий будет первым