Власти проанализируют компоненты для высокооктановых бензинов, изучат мелкий опт, чтобы выявить необоснованную маржу, и минимизируют сделки ВИНК друг с другом на бирже, следует из протокола совещания у Александра Новака
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
Правительство обсуждает комплекс новых мер, направленных на сдерживание стоимости бензина и дизельного топлива в сезон высокого спроса, следует из протокола совещания у вице-премьера Александра Новака от 2 апреля (есть у РБК, его содержание подтвердил источник, знакомый с текстом документа).
Ранее в правительстве сообщили, что по итогам обсуждений Новак поручил нефтяникам приоритетно поставлять топливо на внутренний рынок. Кроме того, ведомства должны были проанализировать цены посредников при продаже дизеля аграриям в различных регионах с целью сохранения условий поставок на стабильном уровне.
Из протокола заседания следует, что вице-премьер также рекомендовал «минимизировать вертикально интегрированными нефтяными компаниями [ВИНК] куплю-продажу непосредственно друг у друга нефтепродуктов на биржевых торгах», а вместо этого заключать прямые договоры на поставку топлива по формуле цены, сложившейся на бирже. Сейчас крупнейшие производители нефтепродуктов обязаны по установленным нормативам продавать на бирже 15% от произведенного бензина, 16% — дизтоплива, 7,5% — сжиженного углеводородного газа.
Самой бирже (СПбМТСБ) вице-премьер поручил совместно с ФАС проанализировать факторы ажиотажного спроса на торгах топливом и подготовить предложения для нивелирования необоснованного роста цен и оптимизации торгов. Также ФАС вместе с Минэнерго и Минпромторгом проведут анализ ценообразования на компоненты для высокооктанового автомобильного бензина. Кроме того, Минэнерго и «Транснефть» проработают вопрос расширения использования базисов поставки нефтепродуктов на внутренний рынок «франко-труба».
Бизнес
Отдельные поручения касаются цен в мелком опте и на топливо для сельхозпроизводителей. Правительство намерено определить целевой уровень цен на дизель для аграриев. Для этого Минэнерго, Минсельхоз и ФАС изучат динамику цен на дизельное топливо в период весенних посевных 2021–2023 годов, учитывая уровень инфляции, в том числе в сравнении с динамикой изменения цен на зерно. О результатах анализа ведомства должны были сообщить до 10 апреля.
Кроме того, вместе с регионами Минэнерго, Минсельхоз и ФАС проанализируют мелкооптовые цены на нефтепродукты в сравнении с ценами вертикально интегрированных компаний, чтобы выявить необоснованную маржинальность, возникающую при поставках топлива для аграриев. Также ФАС, Минэнерго, ФНС и главы регионов изучат причины роста цен в мелкооптовом сегменте выше уровня инфляции, обратив особое внимание на Сибирский федеральный округ.
Новости компаний РБК Компании Что нужно знать о юридическом лице Читайте статью о видах юрлиц в РФ
РБК Компании Самые крупные IT-компании Посмотрите данные в региональном каталоге
РБК Компании Торговля автомобилями и автосервис: крупнейшие компании региона Найдите данные в каталоге по регионам
В свою очередь, Минэнерго и Минфин должны представить предложения по корректировке правил предоставления субсидии РЖД на возмещение недополученных доходов, возникающих из-за льготных тарифов на перевозку топлива для внутреннего потребления на Дальний Восток и в ряд регионов Сибири. Это необходимо сделать для равномерного распределения предусмотренных бюджетом субсидий на весь 2024 год, указано в протоколе.
Правительство ранее уже предприняло ряд шагов для нивелирования рисков роста цен на топливо в период ажиотажного спроса и посевной кампании. В частности, с 1 марта было введено полугодовое эмбарго на экспорт бензина (за исключением согласованных объемов для стран ЕАЭС) и повышен норматив продаж дизеля на бирже до 16%.
Бизнес
Несмотря на атаки украинских дронов на российские НПЗ, власти неоднократно заявляли о стабильной ситуации с переработкой, запасами и ценами в рознице, а также об улучшении ситуации с логистикой, но биржевая стоимость топлива остается волатильной. В марте об инцидентах на НПЗ сообщали власти Нижегородской, Самарской, Орловской, Рязанской, Ростовской, Ленинградской и других областей. На этом фоне к концу месяца цены на бензин и летний дизель на бирже выросли по сравнению с концом февраля на 10–11%, следует из данных территориального индекса по европейской части России СПбМТСБ.
Как сообщил 3 апреля министр энергетики Николай Шульгинов, Минэнерго России рассчитывает, что все внеплановые ремонты на НПЗ завершатся в апреле-мае.
РБК направил запрос в секретариат вице-премьера Александра Новака, Минэнерго и ФАС.
Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», называет минимизацию сделок ВИНК друг с другом на бирже правильной мерой.
«Спрос нефтяных компаний уйдет с биржи, и мы увидим честный спрос рынка», — полагает он.
Андрей Дьяченко, главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «Пролеум» (ранее «Петролеум Трейдинг»), прогнозирует снижение краткосрочной волатильности на спотовом рынке. «Такая практика на товарной бирже не только снизит напряженность на торгах, но и будет иметь более долгосрочный эффект — расширение практики формульных контрактов среди потребителей», — считает он. Но Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ), не уверен, что это предложение заметно повысит ликвидность на бирже. «Идея понятна: если эти объемы не покупают ВИНК, то они доступны для независимых сетей. Однако ВИНК и сейчас чаще покупают топливо друг у друга по договорам (например, для розничных сетей в регионах, где у них нет НПЗ/нефтебаз), но иногда и выходят на биржу. Вероятно, правительство будет отслеживать выполнение этой рекомендации и давать неформальные сигналы участникам в случае ее нарушения, но я бы не дискриминировал так ВИНК в сравнении с другими участниками рынка (продавать можно, покупать не надо)», — заключает он.
Относительно планируемых проверок цен в мелком опте Дмитрий Гусев не ожидает обнаружения «глобальных нарушений». «Я думаю, что каких-то незаконных действий нефтебаз там нет. У нас есть проблемы с доставкой железнодорожным транспортом», — говорит он.
Сергей Кондратьев обращает внимание на отсутствие полной информации о реальных запасах в мелком опте. «Второе — это вопрос логистики: если у нас будут проблемы с провозом по системе РЖД, мы можем мониторить ситуацию в мелком опте, но бензин там не появится. На мой взгляд, пока на макроуровне ситуация стабильная — запасы бензина в Сибири (на конец января, по данным Росстата) превышали 150 тыс. т, это 12–14 дней потребления. Да, это немного, но у нас в принципе в опте небольшие запасы», — отметил эксперт.
Андрей Дьяченко уверен, что рост цен на топливо имеет под собой экономический фундамент. «В экономике последние два года повышенная инфляция — и производственная, и потребительская. В экономике высокая стоимость фондирования. Издержки производителей выросли. И выросли не по формуле потребительской корзины Росстата. Параллельно идет другой процесс — потребители (и промежуточные, и конечные) постепенно адаптируются к экономическим условиям и восстанавливают свою экономическую активность. Иными словами, экономика безболезненно «переваривает» текущий уровень цен, а с учетом ожиданий по росту экономики — и более высокие цены, — считает он, заключая: — Несмотря на то что попытки распространения рыночных методов отраслевого регулирования не ослабевают, ручное управление актуально как никогда».
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Много нового на
На PREMIER много нового
Смотреть
Мистический триллер
Смотреть
Комедийный экшен-сериал
Смотреть
Криминальная драма
Смотреть
30 дней за 1 ₽ на PREMIER
Смотреть
Реклама. Рекламодатель: ООО "ПРЕМЬЕР, 16+
Авторы Теги
Ваш комментарий будет первым