Икона «Святая Троица» кисти Андрея Рублева будет выставлена 4 июня 2023 года, на праздник Троицы, в храме Христа Спасителя. Напомним, что по решению президента России Владимира Путина эта реликвия была возвращена Русской православной церкви. В течение года икона будет оставаться в храме Христа Спасителя в Москве для общенародного поклонения. После этого она займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Как следует относиться к тому, что знаменитая икона покинет свое место в Третьяковской галерее, в интервью MIR24.TV рассказал искусствовед, заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского института, преподаватель церковного искусства Александр Копировский.
«Я бы не стал ставить вопрос о том, что это в большей степени – произведение искусства или церковная принадлежность. Это прекрасное произведение искусства, неразрывно связанное с церковью, – говорит искусствовед. – Ведь все иконы рождены в лоне церкви, и какие бы гениальные художники их не писали, они все равно были вдохновлены не личным талантом, а той культурой, которая была прямо связана с церковью».
По словам Александра Копировского, в императорской России отдельные иконы время от времени изымались из храмов и экспонировались в музеях для их лицезрения всеми желающими.
Знаки масонов и предсказание о крахе династии РомановыхЗагадки и легенды Казанского собора
«Это старая дореволюционная практика, и ее надо было бы всемирно продолжать, – говорит эксперт. – Но поскольку при советской власти началась антирелигиозная кампания, то заодно пострадали очень многие произведения искусства – просто потому, что им была приклеена этикетка «опиум для народа». Предполагалось, что все это надо уничтожать. Известный искусствовед Виктор Лазарев писал, что в тридцатые годы были выставки, где прекрасные древние иконы выставлялись в одном ряду с бальными туфельками и кандалами – народу показывали их как средство эксплуатации. Конечно, музеи этому сопротивлялись и старались сохранять произведения искусства. Благодаря им многие реликвии были спасены. Но все же нельзя забывать, что отделение этих вещей от церкви было просто принудительным ограблением. Их перемещали не путем договора и передачи в музей со всеми формальностями и с исполнением требований сохранности. Все эти вещи просто отняли у церкви».
Поэтому сейчас их возвращение – это акт исторической справедливости, считает искусствовед. «Главный вопрос состоит в том, как это правильно сделать. Абсолютным приоритетом должна быть сохранность «Троицы». Известно, что ранее для Владимирской иконы Божьей Матери уже были созданы особые условия хранения. Ее поместили в специальную герметичную капсулу, которая оформлена в виде деревянного киота. В капсуле круглосуточно контролируются температура и влажность, она подключена к компьютеру и специальным датчикам. Таким образом на икону не влияют внешние условия, режим хранения поддерживается специальной аппаратурой. Вот такую же капсулу нужно изготовить и для «Троицы» Андрея Рублева», – говорит Копировский.
По словам православного искусствоведа, все действия в отношении этой иконы и других церковных ценностей нужно предпринимать взвешенно, приложив все усилия для сохранения этих вещей. «И тут ничьи амбиции не должны преобладать. Мы работаем в целом на сохранение и культуры, и нашей духовности. И перегибов тут быть не должно, – отмечает Александр Копировский. – Если в дальнейшем захотят передавать церкви и другие произведения исключительной художественные ценности, то нужен именно такой подход – только на условиях абсолютной сохранности, под постоянным контролем музейных сотрудников. Нужно обеспечить условия хранения произведений искусства вне музейных залов, приложив для этого всю научную мощь, которая есть в нашей стране на сегодняшний день. Я думаю, что сделать это можно. Для этого должны потрудиться в том числе и музейные сотрудники, поскольку у церкви пока отдельных реставраторов и музейных специалистов высокого класса нет».
«Если же передача произведений церковного искусства будет более широкой, то тут надо смотреть – если можно соблюсти все необходимые условия для их сохранения, то передавать их нужно. А если этого сделать нельзя, то условия нужно постепенно создавать. Мы слишком много потеряли благодаря страшной политике атеистического государства, и больше терять мы не можем. Поэтому нужно соблюсти все условия, чтобы эти бесценные произведения сохранились, и обеспечить доступ к ним. Вначале это будет не очень просто, поскольку есть инерция в обе стороны, но ее надо преодолевать», – подытожил Копировский.
Ваш комментарий будет первым