Вековой юбилей «Крокодила». 100 лет назад вышел первый номер знаменитого сатирического журнала. Тогда еще это было приложение к «Рабочей газете». Но очень скоро он стал самостоятельным изданием, которое читала буквально вся страна. Корреспондент «МИР 24» Артем Васнев пролистал старые журналы.
В московской библиотеке имени Некрасова сохранились последние номера «Крокодила». Карикатуры в духе времени. Все чаще мелькают «рэкетиры» и «девушки с пониженной социальной ответственностью». Но суть журнала остается прежней – изобличать.
Чиновникам и другим ответственным лицам было опасно попадать на страницы «Крокодила». Для них это могло означать в прямом смысле финал карьеры. Поэтому корреспондентов «Крокодила» пытались подкупать, старались накормить, напоить и сделать все, чтобы материал не попал в очередной номер.
Для журнала писали и рисовали лучшие авторы. Подмосковный писательский поселок Переделкино – здесь жил и писал свои фельетоны для «Крокодила» знаменитый Евгений Петров. А по соседству сохранилась память о Валентине Катаеве. Они шутили на злобу дня – по заданию партии и строго следуя в ее фарватере.
«Я думаю, советский народ нуждался в такой отдушине, а «Крокодил» иногда позволял себе очень много. О самых насущных проблемах он писал в виде различного рода юмористических рассказов, фельетонов. Если «Крокодил» о чем-то написал, обязательно была реакция», – рассказывает историк Александр Лукичев.
Как правильно читать новости
Чтобы не сойти с умаВ лучшие свои времена «Крокодил» выходил тиражом в 6,5 миллионов экземпляров. Высмеивал самогонщиков, кумовство и казнокрадов. В 60-х к печатной версии добавилась мультипликационная.
Во время Великой Отечественной «Крокодил» – в авангарде борьбы с врагом. Работы прославленных «крокодильцев» – Кукрыниксов – это не просто карикатуры, это искусство. Мощное. Художники Куприянов, Крылов и Соколов были личными врагами Гитлера.
«Он сказал: как возьмет Москву, первым делом найдет этих Кукрыниксов, расстреляет тут же на глазах», – вспоминает заслуженный художник России Геннадий Животов.
Партия всегда приглядывала за «Крокодилом». И ценила. На 50-летие вручила журналу орден Красного знамени. Самым строгим цензором был Верховный Главнокомандующий.
«Сталин лично заказывал тому же Ефимову карикатуры. Более того, когда ему приносили через четыре часа эту картину формата А2, он говорил: ну, немножечко японца помягче нарисуйте, слишком оскорбительно», – рассказывает Геннадий Животов.
«Крокодил» не пережил лихие 90-е. Но все равно остался в истории как сатирический журнал-долгожитель.
Ваш комментарий будет первым