- Каждый из нас сталкивался с тяжелым, а порой неразрешимым конфликтом. Что делать в такой непростой ситуации и что конфликт из себя представляет — рассказал методист группы компаний «Технотранс», MAI, МВА, FCE, BEC Александр Потапов.
Современная образовательная среда представляет из себя многоуровневую структуру и состоит из множества компонентов. Инновационные центры, билингвальные школы и университеты являются частью нашего общества, дополняя и изменяя структуру и характер отношений между людьми. Успех в жизни, карьере, отношениях становится главных трендом. Именно поэтому современные методики обучения, применяемые в лучших учебных центрах, интегрируют навыки soft skills в само понятие учебного процесса. Навыки социализации и коммуникации играют столь значительную роль в следствие глубинных процессов в обществе. Телевидение, газеты, журналы, интернет являются площадками для столкновений характеров и демонстрации достижений. Конфликт становится неотъемлемой частью нашей жизни. Карта конфликтов простирается от проблем в международных отношениях до бытовых трудностей, с которыми большинство из нас сталкивается каждый день. Конфликтность в той или иной мере становится частью рутинного учебного процесса. Любой экзамен это прежде всего демонстрация достижений. Любая оценка – это во многом столкновение характеров и возможность гордиться достигнутым. Любой конфликт-это во многом состояние столкновения и борьбы двух противоположных принципов. Это означает что существует как минимум два элемента сталкивающиеся вместе в борьбе за пространство, свободу, мнение. Представляя конфликт чем ты менее опасным и серьезным, мы можем говорить о различии взглядов, противоречиях или тренияx, но это не изменяет саму суть понятия близости и разности между вещами. Проживая в больших городах, в непосредственной близости друг от друга, люди обречены мы на конфликты, поскольку движение — это жизнь. При наличии двух разных идей, разделяющих одно пространство, конфликт неизбежен. В этом контексте важно разделять конфликт и физическое противостояние. Насилие — это не конфликт, физическая конфронтация представляет из себя один из путей решения конфликтов и в процентном соотношении насилие – это не настолько частое явление, по сравнению с ежедневной демонстрацией полярности взглядов при обсуждении проблем в конкурентной среде. Данное противостояние взглядов является драйвером, трансформирующим наше общество каждое мгновение. Профессиональная реакция на конфликт и является выбором для трансформирования конфликта с целью создания позитивных изменений в обществе. Преподавание иностранных языков — это тоже многоуровневый конфликт, но осознанное управление принятием решений в методологическом процессе и является одним из ключевых преимуществ в коммуникативном процессе между учителем и студентами. Отношения между конфликтом и трансформациями в результате разрешения конфликта всегда носят сложный характер. В большинстве случаев изменения подразделяются на персональные, культурные, структурные и относительные.
Персональные изменения имеют отношение к внутренним трансформациям человека. В большинстве случаев это эмоции, понимание, изменение восприятия мира. Конфликт как средство внесения изменений в становление личности сложно переоценить. Мотивирование учеников, и укрепление их общечеловеческих ценностей является одними из основных приоритетов любого профессионального педагога.
Относительные изменения, в свою очередь, описывают процесс трансформации межличностных отношений между людьми. Изменения привычных путей коммуникации также относятся к относительным изменениям, произошедшим в результате конфликта. Контроль данных изменений часто является системо-образующим фактором при создании сбалансированной образовательной среды.
Структурные изменения описывают трансформации социальных экономических и политических устоев общества и, последний тип изменений, культурные изменения, описывают разность в культурных и социокультурных традициях и привычках, существующих в социальной среде.
Конфликт как структура.
В качестве примера можно привести ситуацию, в которую вовлечены двое спорящих людей. Велика вероятность что эти люди представляют собой группы единомышленников, компании, фонды, политические партии. Преподавание иностранных языков в корпоративной среде часто сопряжено с разделением учащихся в одном и том же классе на разные отделы, департаменты и службы.
Спорящие студенты могут иметь долгую историю отношений, связанную с корпоративными, финансовыми или культурологическими вопросами. На уровне выше, эти люди могут представлять государственные или бизнес-структуры, общественные организации, благотворительные фонды. Структура их взаимоотношений может быть очень глубокой, соответственно, структура их конфликта может быть не ясной с самого начала, и влиять негативным образом на достижения и демонстрацию навыков в классе. Исходя из этих исходных данных, преподаватель должен задуматься не столько о предотвращении начала конфликта, сколько о трансформации конфликта для создания новой системы взаимоотношений между учащимися в классе.
Модели поведения при трансформации конфликтов.
Гибкость в поведенческой модели при принятии решений важна не только для рядового учителя, но и для методистов и старших преподавателей. Осознанное применение средств и методов конфликтологии при работе с аудиторией в учебных заведениях критически важно для работы на высоком уровне,
Модели поведения, которые вы выбираете для изменения и трансформирования конфликта критически важны для работы на высоком уровне.
Анализ.
Анализ конфликта является важной частью при выборе методов управления конфликтами.
Первые, и самое важное, что необходимо рассмотреть — это важность и критичность вопросов, стоящих на повестке. Сверх-принципиальная позиция по ряду существенных проблем может быть контр-продуктивнa в долгосрочной перспективе. В то же время, существуют основные принципы, не подпадающие под какие-либо переговоры. Это могут быть образовательные ценности, научно обоснованные методики обучения, моральный облик студентов. В этих вопросах необходима твердая и последовательная позиция.
Вторым фактором является факт наличия или отсутствия дальнейших межличностных отношений с другими участниками конфликта. Длительность отношений в прошлом так же необходимо учитывать при принятии решений. Обучение иностранным языкам – это марафон. Спринтеры редко достигают выдающихся результатов и достигают фазы международных экзаменов. Так же совершенно очевидно, что реакция на необходимую конфликтую ситуацию с учащимися, с определенных бакграундом отношений должна отличаться от схожей ситуации с начинающими студентами.
Тайминг является третьим фактором. Критически важно понимать сколько времени нужно выделить на сам конфликт, на выход из него и на оценку результатов. Нельзя рисковать образовательной атмосферой в классе из-за продолжающегося длительное время спора. Профессионалы всегда используют академические методы контроля аудитории, используют авторитет и вес в профессиональной среде для контроля тайминга в конфликте.
PPP (People-Process-Problem) — принцип
1. People. В процессе анализа конфликта необходимо точно понимать какие участники в него вовлечены. Важным аспектом так же являются отношения, в которых находятся вовлеченные субъекты с другими социальными группами и между собой.
2. Process. Чтобы разобраться во второй составляющей анализa конфликтов, нам нужно понять совокупность действий, предшествующих конфликту. Иными словами, мы анализируем прошлые состояния и понимаем их связь с текущим положением.
3. Problem. Анализ проблемы позволяет понять нам причину конфликта в контексте получение преимуществ для всех участвующих сторон. Конфликт в большинстве случаев провоцируется с целью получения каких-либо преимуществ. Для анализа этой составляющие нужно задавать вопрос «зачем».
Методисты и преподаватели-практики часто не сходятся во мнениях, о необходимости привлечения третьей стороны для решения конфликта. Профессионалы всегда могут договориться, но компромисс не возможен, когда дело касается ценностей. Привлечение медиаторов часто позволяет найти приемлемое решение.
Фазы конфликта с привлечением третьей стороны:
1. Начальная фаза или вступление. Необходима для базового представления сторонами.
2. Фазы общения или сторителлинг. Описание проблемы и декларация позиций.
3. Фаза решения проблем.
4. Фаза принятия решений.
Роль медиатора всегда заключается в передаче словa между сторонами, при этом роль третьей стороны не должна заключаться в предложении решений конфликтa. Возможные пути выхода из сложившейся ситуации должны быть найдены сторонами вместе в процессе диалога и анализа причин и последствий текущей ситуации.
Решение является удачным если:
1. Обе стороны понимают последствия решения
2. Решение сбалансированно (ни одна из сторон не вкладывает усилий больше чем другая) и реалистично (соответствует реальным необходимостям каждой из сторон)
3. Решение направлено на движение вперёд и развитие.
Заключение:
Конфликт как основа драматургии играет важнейшую роль в театре, искусстве, живописи. Управление и трансформация конфликтов в сфере корпоративного изучения иностранных языков имеет важнейшую роль в вопросах достижения образовательных целей и создании продуктивной образовательной среды. Применение анализа конфликтов и использование корректной модели поведения ведет к трансформации поведения учащихся, их мотивированию и укреплению лингвистических компетенций. Привлечение медиатора играет особую роль при выработке решений, имеющих сложную нравственную составляющую.
Ваш комментарий будет первым